Середа, 11.05.2016, 06:31
ЛЕГКА АТЛЕТИКА
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гость · RSS

Розсилка новин

Введіть Ваш Email

 

Вже підписано

 Каталог статей
Головна » Статті » Легка атлетика

Организационные формы в деятельности тренера

Питер Кое - отец и тренер экс-рекордсмена мира, олимпийского чемпиона, замечательного атлета Себастьяна Кое 

Позитивные сдвиги в подготовке учеников - это результат долгих раздумий и правильно принятых решений. Отсюда важный совет для молодых тренеров: учитесь использовать коллективный разум, отбирая по крохам то лучшее, что есть в среде специалистов. В свое время я много взял у Ивана Пожидаева, Сергея Вакурова, Николая Пудова, Якова Ельянова.

Замечания, реплики, отдельные слова, монологи многочисленных собеседников подталкивают к новым размышлениям. Постепенно выстраиваю тенденцию, а с течением времени, когда убежденность окрепнет, вношу соответствующие коррективы в тренировку того или иного ученика. Перед принятием окончательного решения обязательно посмотрю специальную литературу. Так, не спеша, постепенно совершенствую свою тренировочную систему. Меряю не менее семи раз, а режу о-о-очень осторожно... Совет молодым тренерам: не замыкайтесь в себе, ищите связь с внешним миром, отбирайте новинки, экспериментируйте. Сам никогда не скрываю своих секретов. Всегда откровенен с коллегами, рассказываю, провожу показательные занятия.

Мой подход таков: тренировочная группа - это своеобразный полигон, где можно и нужно совершенствовать современные методы подготовки бегунов. Этот подход к организации тренировочного процесса есть ни что иное, как осторожный эксперимент. Находясь в постоянном поиске, мучаюсь: "Как поступить? Что еще сделать?". Всегда можно найти рациональные зерна, которые помогут воспитанникам самореализоваться. Перед принятием того или иного решения советуюсь с другими специалистами. При этом часто собеседник даже не замечает, как "обкатываю" в разговоре одну из своих новых идей.

Давно пришел к убеждению: чем выше квалификация бегуна, тем труднее изыскивать ранее неиспользованные резервные возможности организма. Темп прироста уровня подготовленности под воздействием тренировочных нагрузок с годами замедляется. Поэтому соревновательные нагрузки, вызывая положительные сдвиги в организме спортсмена, как правило, оказываются более результативными по сравнению с тренировочными. Эффективно повышая специальную подготовленность бегуна, соревновательные упражнения помогают решать и другие задачи. Например:

* улучшают способности к мобилизации резервных возможностей;
* совершенствуют функциональные системы организма;
* помогают адаптироваться к специфичным соревновательным нагрузкам;
* приучают психологически противостоять сильным соперникам; 
* развивают тактическое мышление;
* воспитывают чувство "выгодной позиции в забеге".

Всех учеников стараюсь учить, как эффективнее реализовать свою подготовленность. Считаю: думающий тренер должен найти нужные способы, чтобы каждый ученик поверил в свои силы, сумел распорядиться сильными качествами. Труднее работать с молодыми. Они очень дешево ценят других, вознося при этом себя. У молодых бегунов, которых тренер не воспитывает должным образом, непомерно быстро развивается самомнение.

В конечном итоге сущность управления подготовкой спортсменов сводится к организации максимально благоприятных, тщательно продуманных и выверенных условий и обстоятельств, обеспечивающих повышение эффективности тренировочного процесса для каждого из них.

Каждый тренер ежедневно задает себе десятки вопросов типа:

"Где найти средства для выезда на УТС?".
"Какие тренировочные нагрузки использовать сегодня?".
"Что сказать мэру, чтобы он помог решить жилищный вопрос для ученика?".
"Когда следует выполнить последнюю ударную нагрузку перед главным соревнованием?"
"Как повысить эффективность тренировки в подготовительном периоде?".
"Надо ли брать ученику академический отпуск в институте?".

Вопросы, которые приходится решать тренеру, многоплановы. И непонятно, какие из этих вопросов главные - организационные или методические: не решишь бытовые проблемы - ученик не сможет полностью отдавать себя тренировке. Круг замкнут, и поэтому приходится брать на себя решение всех вопросов, которые выдвигает жизнь.

Когда тренер начинает думать, как поступить в той или иной ситуации, то всегда найдет несколько возможных вариантов. Эти варианты предоставляет жизнь, а выбрать один из них должен он сам. Какой из них лучший? Опытный и знающий тренер всегда сделает правильный выбор. Это факт.

Успешность подготовки во многом зависит от индивидуальных условий, в которых живет бегун. Чтобы эффективно тренироваться, нужно научиться решать немало повседневных задач. Одна из них: где взять время для тренировки? Начинающий бегун тренируется три - пять раз в неделю. Это не занимает много времени. Но постепенно он перейдет к ежедневным двухразовым занятиям. Следует учитывать, что тренировочную нагрузку можно использовать через 3 часа после еды, а принимать пищу в очередной раз, спустя минимум 1 час после завершения занятия. Поэтому время для занятий бегом найти достаточно трудно. Надо искать его резервы.

Утверждаю, что бегуны, тренирующиеся по полтора часа после рабочего дня или учебы, не могут конкурировать с теми, кто тренируется более 4 часов в день.

Тяжелые климатические условия и отсутствие спортивной базы могут облегчить только энтузиазм тренеров и спортсменов, а еще -вера в себя.

Часто слышу: "Нет условий для тренировки". Так говорят молодые тренеры. Нужно искать способ достижения поставленной цели даже тогда, когда нет условий для организации тренировочного процесса. Выход всегда найдется.

Тренировку бегунов, в отличие от представителей других легкоатлетических видов, нельзя привязать только к стадиону. Бегунам нужны специальные базы, где в одном месте были бы синтетическая беговая дорожка, трассы для бега на местности и восстановительный центр. Я имею в виду не грандиозные сооружения, а небольшие базы, рассчитанные на 20-30 бегунов. Сейчас таких баз нет. Место постоянной дислокации легкоатлетов перед крупными соревнованиями -Подольская база - для бегунов не подходит: на глинистой почве после дождя не побегаешь, стадион превращен в руины. А возьмите места, где мы готовимся в среднегорье. Ведь там нет даже минимальных условий для восстановления. А для бегунов, выполняющих жесткие беговые нагрузки, восстановление - это не прихоть. Восстановление столь же важная часть тренировочного процесса, как и сам бег.

Все многообразие форм учебно-тренировочного процесса можно условно сгруппировать. В своей тренерской практике я использую четыре типа занятий: тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные.

В тренировочном занятии в том или ином сочетании решаю основные задачи подготовки: обучаю спортивной технике, развиваю физические качества, совершенствую функциональные возможности, укрепляю здоровье, а также осуществляю воспитание спортивного характера.

Восстановительные занятия включаю в тренировочный процесс планово. Кроме того, такие занятия предусматриваю в те моменты, когда проявляются какие-либо признаки утомления бегуна, ухудшения его состояния. В восстановительных занятиях в основном применяю средства и методы для улучшения общей физической подготовленности. При этом уменьшаю нагрузку, исключаю специфичные упражнения. Применяю широкий спектр восстановительных мероприятий.

Модельные занятия провожу, главным образом, на предсоревновательном и соревновательном этапах годичного цикла тренировки. В ходе таких занятий стремлюсь соблюдать все условия, которые ожидают бегуна в предстоящем соревновании.

Контрольные занятия использую на всех этапах годичного цикла (кроме восстановительного) для контроля за технической, тактической, физической и функциональной подготовленностью.

Все занятия провожу индивидуально или в группе. Количество занимающихся при групповой форме занятий зависит от квалификации бегунов. Оно колеблется от 2 до 6-8 человек. Большее количество занимающихся в одной группе допустимо только для начинающих и в тех случаях, когда ведется работа по обеспечению общей физической подготовленности.

В каждом занятии, как правило, решаю четыре структурные задачи:
* организация занимающихся,
* общая и специальная разминка,
* основная работа,
* организованное окончание занятия.

При любом содержании основной части занятия стараюсь добиться решения каждой из поставленных задач, число которых у меня никогда не превышает трех (!). Все задачи должны быть взаимосвязаны - "из одной оперы". Такой подход создает предпосылки для проведения занятий на более высоком эмоциональном фоне, что важно само по себе.

По своему содержанию каждое очередное тренировочное занятие обязательно связываю с предыдущим и последующим. Этот подход помогает лучше решать задачи обучения, тренировки и восстановления спортивной работоспособности в данном микроцикле. С учетом ритма изменений двигательных возможностей человека в пределах суток

наименьшую нагрузку даю в утренние часы. Одно из двукратных занятий является основным в отношении величины нагрузки, другое - дополнительным, с меньшими нагрузками.

Чтобы предупредить травматизм и патологические состояния (запредельная усталость, переутомление, переохлаждение, солнечный удар) в каждом занятии стараюсь:
* провести своевременную и полноценную разминку,
* предупредить возможность перегревания или переохлаждения,
* беспрерывно контролировать у атлета пульс, цвет и выражение лица, дыхание, степень потоотделения, координацию движений и др.,
* вносить оперативные изменения в содержание занятия и величину нагрузки в зависимости от состояния бегуна.

Кроме того, всегда интересуюсь общим самочувствием перед и после занятия.

Известно, что спортивный путь любого атлета имеет определенные этапы. Уровень возможностей бегуна на каждом из этапов соответствует таким определениям, как: начинающий, подготовленный, опытный, квалифицированный, высококвалифицированный, элитный.

Из-за ограниченности во времени и занятости не могу себе позволить работу с начинающими. Как правило, выбираю бегунов, которые прошли первичную подготовку и имеют некий опыт в тренировке и соревнованиях. Редко попадаются уже вполне квалифицированные спортсмены. Возможности каждого являются строго индивидуальными и редко соответствуют тем требованиям, которые предъявляет бегуну его специализация. Чтобы не навредить, наблюдаю за своим новым учеником не менее года. Присматриваюсь, как тот тренируется, организует досуг, устраивает свои взаимоотношения с товарищами. Меня всегда беспокоит вопрос: сможет ли спортсмен совмещать тренировку с учебой? В поле зрения держу любые детали, которые так или иначе влияют на тренировку.

По мере того, как квалифицированный бегун постепенно становится высококвалифицированным, а затем элитным, постепенно смещаю акценты в подготовке.



Категорія: Легка атлетика | Додав: RunnerOK (30.04.2010)
Переглядів: 858
Читайте також:


Профілактика травм колін 


Зозуля 800м 


Хочеш почати бігати, але не знаєш як? 


Техника и методика Юрия Борзаковского 
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Vinat Igor © 2016
Категорії розділу
Легка атлетика [61]
ФЛАЧ [9]
Відео [66]
Спортивна медицина [42]
Методики тренувань [45]
Спортивне харчування [33]
Витривалість [11]
Психологія спорту [29]
Травми та їх лікування [18]
Побудова тренувань [6]
Фармакологія [9]
Спринт [6]
Допінг [12]
Біографії атлетів [28]
Біохімія спорту [15]
Відео ФЛАЧ [15]
Марафон [14]
Спортивна ходьба [3]
Біг [15]
Фізкультура [9]
Аналіз крові [10]
Метання [7]
Наші легкоатлети [11]
Навчальне відео [7]
Игры легкая атлетика [1]
Категорії розділу
Всі права захищено. Деякі матеріали на цьому сайті взяті з відкритих джерел інтернету,
якщо ви являєтесь автором матеріалу і не бажаєте щоб він був розміщений на сайті - зв'яжіться з адміністратором