Субота, 16.04.2016, 02:45
ЛЕГКА АТЛЕТИКА
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гость · RSS

Розсилка новин

Введіть Ваш Email

 

Вже підписано

 Каталог статей
Головна » Статті » Методики тренувань

Некоторые экспериментальные данные по внедрению инновационных технологий в тренировочном процессе юных легкоатлеток-спринтеров

Одной из центральных проблем формирования инновационных технологий в многолетней подготовке спринтеров является отбор адекватных тренировочных средств, их нормирование в соответствии с текущим функциональным состоянием организма атлетов и распределение их в годичном цикле тренировки. Кроме этого, у тренера должны быть определенные педагогические способности, без наличия которых вывод его учеников в мировую и европейскую элиту практически невозможен. К таковым следует отнести 4-е основные: 1) дидактические способности -способность обучать творчески, развивая мышление спортсменов, приучать их работать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал, чтобы он был доступным для обучения, нацелен на главное и был прочно усвоен; 2) перцептивная способность - способность восприятия, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика. Умение адекватно воспринимать и понимать психологию спортсмена и его психическое состояние в каждый отдельный момент; 3) конструктивная способность, или педагогическое воображение, способность проектировать будущее ученика, предвидеть результаты своей работы, обнаружить задатки спортсменов и обратить на их развитие особое внимание; 4) психомоторная способность, обеспечивающая двигательный навык, умение вникнуть в механизм движения, выполняемого спортсменом, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную технику.

Системно-целевое использование средств сопряженного воздействия в микро, мезо и макро циклах спортивной тренировки предполагает решение задач и конструирование тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, начиная от этапа начальной спортивной специализации до этапа высшего спортивного мастерства, венцом которого является 4-х летний олимпийский цикл. Последний считается элементом высшей иерархии спортивного мастерства. С научной и философской точек зрения наибольший интерес для рассмотрения имеет системный подход как инструмент, ориентирующий потребителя на рассмотрение объекта существования, выявления многообразных типов связей этого объекта и сведения их в единую теоретико-методическую концепцию или парадигму, двигающую этим процессом на уровне выявленных причинных связей и закономерностей. То есть, в системе обязательно: 1) поведение каждого элемента влияет на поведение целого; 2) поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы; 3) поведение элементов стимулируется созданием моделей на основе метода эвристического моделирования, рассматриваемого как промежуточная ступень к реальным моделям сложных систем (выбор уровня модели, формулирование цели, гипотезы о структуре и функциях объекта, построение блок-схемы, выбор значимых переменных и установление внешних «входов» и «выходов» системы).

С другой стороны, функциональная система это антропоморфная конструкция в контексте понятийного аппарата теории и методики спортивной тренировки, где объектом выступает личность спортсмена с потенциальными выдающимися данными для определенного вида спортивной деятельности. Поэтому, истинной функциональной системой может быть только целостная биологическая система, то есть организм. Организм как система - элемент и среда как система во всем космическом многообразии, составляющие ее элементов.

Ее успешное функционирование зависит от ряда важных факторов, а именно: 1 фактор - генетическая (по антропометрическим, координационным, функциональным, биохимическим и другим показателям) адекватность спортсмена к избранному виду спорта; 2 фактор - отношение к формально-спортивной корреляции; 3 фактор - отношение к качественной функциональной корреляционной связи со спортивным мастерством

Если первый фактор абсолютно понятен специалистам и не вызывает сомнений, то второй фактор служит нахождению оптимальных средств и методов, а также обеспечению «технологического коридора» для решения тех задач, которые функционально обеспечивают спортивное достижение. Третий фактор может быть успешно реализован при условии адекватности объема, интенсивности и других количественных показателей тренировочных нагрузок при рациональных вариантах качественно-функциональной корреляционной связи со спортивным мастерством. Ведь при неблагоприятных ситуациях прогрессирующая функционально-положительная корреляция и стабилизация качественно функционального состояния организма спортсмена может смениться деградационными процессами. Есть основание думать, что нормальная ритмическая деятельность функциональной системы (с учетом вышеприведенных факторов, особенно третьего) может быть нарушена, если будут превышены предельные (потенциальные и реальные) границы возможностей организма. А как следствие - спортивной недолговечности.

Чтобы этого не случилось необходимо на всех уровнях спортивного мастерства иметь в комплексе общеподготовительных и, тем более, специально-подготовительных упражнений, упражнения, создающие «резерв подвижности», используемый при необходимости перехода на новую или модифицированную технику реализации соревновательного упражнения. То есть, иметь систему, обеспечивающую не только достижение заданного результата при наиболее экономных тратах, но и обеспечивающую постоянное наличие резерва совершенства. Кто этого избегает или не понимает, то у его учеников всегда будут постоянные проблемы с техническим мастерством, и они будут постоянно исправлять технические погрешности, допущенные раннее. Следует помнить, что нервно-мышечный аппарат спортсмена формируется не по жестким программам, а по программам варьирующим, имеющим долгосрочную перспективу. С позиции биокибернетиков СИ. Гельфанда и М.Л. Цетлина [17] вариативность рассматривается как поисковая система, обеспечивающая регулирование и выход на такой режим работы, в котором наблюдается минимизация взаимодействия между отдельными системами и целой системы организма со средой.

Поэтому отличительной чертой современной теоретической концепции спортивной тренировки на этапе высшего спортивного мастерства является то, что известные и выдвигающиеся все новые педагогические положения, имея общие точки соприкосновения в различных аспектах управления физической нагрузкой, дифференцируются и уточняются исходя из учета особенностей индивидуального совершенствования спортсменов. Подготовка олимпийской чемпионки в беге на 100 метров Юлии Нестеренко дает нам право утверждать это мнение. Не следует думать, что такое большое достижение прошло без ошибок. Однако оно состоялось. Резервы совершенствования в росте спортивных результатов имеются. Особенно это касается правильно избранной системы целевого планирования средств сопряженного воздействия в годичном цикле тренировки, учета тех факторов, присутствующих в этой системе, о которых шла речь выше.

Автор надеется на то, что в среде специалистов в беге на короткие дистанции имеются его единомышленники. Даже если это не так, то полученный им опыт подготовки спортсменов экстра-класса, послужит делу повышения квалификации тренеров национальной команды по легкой атлетике, особенно работающих с резервом. Чтобы олимпийские награды стали не исключением из правил, а закономерностью.

1.1 Теоретические предпосылки к внедрению инновационных технологий сопряженного воздействия в систему начальной подготовки легкоатлеток-спринтеров

Следует учитывать ряд посылок при рассмотрении нетрадиционного подхода развитии скоростных возможностей на этапе начального обучения технике циклических локомоций:

Во-первых, иметь в комплексе обще-подготовительных и, тем более, специально-подготовительных упражнений, упражнения, создающие «резерв вариативности», который необходим для перехода на новую или модифицированную модель техники и обеспечивающий постоянное наличие резерва совершенства. Именно поэтому нервно-мышечный аппарат (НМА) спортсмена формируется не по жестким программам, а по варьирующим программам, имеющих долгосрочную перспективу. Естественно вариативность рассматривается как поисковая система, обеспечивающая регулирование и выход ее на такой режим работы, в котором наблюдается минимизация взаимодействия между отдельными системами и целой системой организма;

Во-вторых, любая форма развития быстроты, даже неспецифического характера, в целом благоприятствует положительному переносу этого консервативного качества на основной навык;

В-третьих, при двигательной установке на максимально быстрое выполнение упражнения, необходимо обеспечить «рабочую растяжку» мышцы (определяется как своеобразный способ релаксации и расслабления) и это состояние прорабатывать в медленном, полностью раскрепощенном движении. Длительность такой проработки положительно влияет на готовность НМД к переходу его во «взрывное» состояние [4, 5]. Это будет не «мертвое», а динамическое состояние покоя, (по аналогии натяжения тетивы лука - чем больше растянуть, тем дальше дальность полета. Основная цель -достижение максимального диапазона между процессом расслабления и процессом напряжения в моторике циклических движений, который достигается за счет совершенствования способности к произвольному максимальному расслаблению НМА. При тренировке перехода из одного состояния в другое формируется и степень автоматизации движений.

В-четвертых, при смене фазы расслабления на фазу напряжения с позиции нулевого стартового состояния рабочей двигательной единицы опорно-двигательного аппарата и чтобы добиться предельно максимально быстрого выхода тела из состояния покоя, следует обеспечить биомеханически целесообразную позицию для точки опоры, чтобы дать толчок мощному и направленному по правильной траектории движению;

В-пятых, постоянно варьировать выполнение двигательных заданий при чередовании взрывных (максимально быстрых) и медленных движений в обычном режиме, в режиме нагружения и режиме облегчения, целостном, региональном или локальном вариантах, используя при этом все вспомогательные тренировочные средства, включая тренажерные устройства. Для выявления критерия, объединяющего соревновательные и тренировочные упражнения, нужно исходить из того, что выполнение упражнений всегда связано с определенными характеристиками взаимодействия спортсмена с внешней средой в основной фазе упражнения. К примеру, в беговых на скорость дисциплинах легкой атлетики ведущими фазами являются фаза отталкивания и фаза полета в их органической взаимосвязи. Результат в упражнении зависит от скорости и угла вылета в каждом беговом шаге (БШ), а мощность движения - от силы и быстроты сокращения мышц.

Результаты исследований [8] показывают высокую чувствительность параметров фазы отталкивания и фазы полета в ответ на изменения состава, формы или интенсивности выполняемого упражнения, а также условий его выполнения. Механические параметры взаимодействия тела с опорой в двигательном действии служат своего рода индикатором, в количественной форме, отражающим влияние отдельных компонентов движения.

Опираясь на мнения авторитетных ученых в области спринта [7, 10, 13, 14, 18, 19, 29], а также на собственные логические заключения мы выделили в качестве основной величины, удовлетворяющей необходимым требованиям, сумму горизонтальных и вертикальных составляющих скорости вылета общего центра массы тела (ОЦМТ) бегуна в каждом БШ. Именно эта величина, на взгляд специалистов и на наш взгляд, может рассматриваться как ключевой критерий для создания системы тренировочных средств и их ранжирования в общей структуре нагрузки.

В то же время следует отметить, что критерий скорости вылета в каждом БШ не может быть единственным и достаточным при ранжировании упражнений бегунов. Скорость отражает только кинематику движения, не раскрывая его причины. В основе сообщения телу ускорения при взаимодействии с опорой и достижения необходимых значений скорости вылета в каждом БШ лежат силы (гравитации, инерции, трения, реакции опоры и т.п.). Отталкиваясь в опорной фазе и разгоняя бедро и тормозя его в полетной фазе, бегун стремится реализовать максимальную мощность в этих движениях.

Тренировка спринтера строится в направлении повышения мощности отталкивания и силовой быстроты перемещения бедер при выполнении как соревновательного, так и всех типов тренировочных упражнений.. Мощность, как функция, определяется двумя параметрами: силой и скоростью. При выполнении беговых шагов на скоротечной дистанции одной из основных характеристик, определяющих эффективность отталкивания в каждом БШ, является величина средних динамических усилий в каждом БШ, выраженных килограммами и характером изменения кривой. Силовая быстрота перемещений отдельных звеньев тела в полетных фазах БШ определяется по существу теми же параметрами как и при отталкивании и трансформируется в направленное движение за счет максимально большего количества движений в единицу времени и выражается в герцах путем деления первой величины на вторую (чем выше количественный показатель, тем эффективнее движение).

Следовательно, параметр силы реакции опоры и параметр силовой быстроты перемещения бедер в БШ (как результат действия на тело гравитации и взаимодействия движущегося тела с опорой и инерционных сил в полетной фазе) являются наряду с горизонтальными и вертикальными скоростями вылета еще одной базовой величиной для построения учебно-тренировочного комплекса средств подготовки. Таким образом, новое направление формирования и совершенствования механизма локомоторной функции на быстроту движения должно базироваться и формироваться в контексте с концепцией стратегической технологии отбора средств учебно-тренировочного комплекса по параметрам взаимодействия спортсмена с внешней средой в беге на короткие дистанции как основе планомерного повышения спортивных результатов.

Следует помнить, что традиционные формы обучения повторным методом на максимальной или около максимальной скорости дают временный всплеск результатов, в большинстве случаев негативно сказывающихся на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы (ССС) и НМА спортсменок в виде «перегрузок» миокарда и ухудшения рецепторной чувствительности (сократительной способности)- в мышечных волокнах. Поэтому мы задались целью - найти иные, более эффективные пути повышения скоростных возможностей без ущерба для здоровья спортсменов, НМА и становления базовой основы техники основного спортивного упражнения.


1.2 Цель и организация исследования

Целью исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка некоторых нетрадиционных путей повышения скоростных возможностей на начальном этапе обучения технике циклических упражнений легкоатлеток-спринтеров 11-12 лет и студентов-пловцов (способ брасс). В основе построения тренировочных программ в 8-месячном цикле тренировки лежит принцип использования адаптационных ресурсов НМА через формирование способностей в произвольном максимальном напряжении и произвольном максимальном расслаблении мышечных единиц, ответственных за моторику беговых и плавательных локомоций на скорость путем их направленного чередования в двигательных заданиях. Развивать скоростные возможности преимущественно на основе соединения двух различных по напряжению моторик циклических локомоций (максимально быстро плюс максимально свободно-раскрепощенно, затем повторение схемы с учетом уровня тренированности) - одно из перспективных и Неиспользованных направлений в спортивной практике.

Термин «свободно-раскрепощенно» как нельзя лучше характеризует уровень компенсаторного напряжения НМА в виде компенсаторного бега или плавания.

В содержание учебно-тренировочного комплекса (УТК) было включено 18 основных и вспомогательных тренировочных средств (табл. 2). В условиях целостного бега с нагружением (с 1 по 7 упражнение) режим работы обусловлен длиной тренировочных отрезков (10..20..30..40..50 м), выполняемых с предельной частотой движений (темп бега). В условиях тренажерного устройства (с 8 по 12 упражнение) и традиционного выполнения силовых вспомогательных упражнений (с 13 по 18) режим работы обусловлен временем выполнения тренировочного задания (2..3..4..5..6 с), что примерно соответствует результату в беге на 10..20..30..40..50м).

Беговые средства сопряженного воздействия с направленностью на развитие силовой быстроты и силовой выносливости представлены с учетом этой схемы: 1 — целостный бег с использованием горизонтального тягового устройства; 2 - целостный бег в «бегунках» на колесиках, с помощью пружин, выталкивающих тело вверх; 3 - целостный бег по песку с помощью шеста, установленного на транспортном средстве для «тяги» тела вверх; 4 -целостный бег с «колесом» с последующим отстегиванием буксира' с акцентом на максимальное продвижение вперед или на максимальную частоту движений с незначительным продвижением вперед; 5 - выходы со старта и стартовые разгоны с рюкзаком-грузом за плечами с последующим сбросом груза; 6 - целостный бег с помощью лидирующего устройства (красный флажок или пучок света), регулирующие темп бега; 7 - целостный бег с мини-отягощением в виде манжеток на голенях и бедрах; 8 - беговой «фристайл» в подвижной нижней опоре для каждой ноги; 9 - беговой «фристайл» в подвижней нижней опоре для каждой конечности, стоя на коленях; 10 - качельный тренажер для формирования бега «бедром» с нагружением (другая нога на опоре); 11 - бег «бедрами» в воде с опорой руками о круг резиновой камеры; 12 - бег «бедрами» в воде с буксировкой поролонового груза; 13 - поднимание отягощения бедром с акцентом: вверх, длину бегового шага (БШ) или на быстроту движения; 14 - бег вверх по ступенькам стадиона с акцентом на частоту движений, длину БШ и на время; 15 - глубокие приседания со штангой на плечах; 17 - бег «стопами» на тренажере; 18 -рывковые упражнения с гирями.

Нагрузочными режимами в одной серии являются: 0-1; 1-2; 2-3; 3-4; 4-5; 4-4; 6-8; 8-10; 10-12 по количеству повторений. Описание и технология использования УТК в тренировочном процессе юных легкоатлеток-спринтеров описаны в специальной литературе [31]. Количество серий для каждого типа упражнения устанавливается тренером с учетом возраста, пола и текущего физического состояния юной спортсменки на конкретный период времени.

Режим скоростной работы менее 50-и метров или 6-и секунд (применительно к бегу на 100 м) означает, что данные режимы работы свыше 50-ти метров или 6-ти секунд в большей степени способствуют воспитанию силовой выносливости, нежели быстроты. На это указывают максимальные значения скорости на стометровой дистанции, достигаемые к отметке 50-70 метров [21, 23].


1.3 Результаты исследования

При использовании методики тренировки, базирующейся на соединении в одном задании двух совершенно различных по интенсивности и напряжению опорно-двигательного аппарата (ОДА) структур построения движений (1-е задание - с максимальными усилиями и интенсивностью: спринт 5..10..15..20..25..30 метров или время выполнения задания; 2-е задание - в виде раскрепощенного бега с десятикратным (по сравнению с 1 -м заданием) объемом нагрузки по метражу или времени, доказана ее высокая эффективность. При этом, задания в обычном режиме чередовались с заданиями в условиях «облегчения» или «нагружения» в обычных условиях и в условиях тренажерного устройства. Экспериментально-опытной технологии обучения отводилось 50% от общего времени. Оставшиеся 50% времени проходили в русле традиционной методики обучения и не отличались в ЭГ и КГ. В экспериментальной группе (ЭГ) темпы прироста за период эксперимента оказались втрое выше, чем в контрольной группе (КГ), работающих в соответствии с программой ДЮСШ [16] по легкой атлетике.

ДО и ПОСЛЕ 8-месячного педагогического эксперимента бригада специалистов из пяти человек оценивала технику скоростного бега по 5-балльной системе по 10-и параметрам, рекомендованных специалистами [18, 19]: наклон туловища, высота беговой «посадки», пронос маховой ноги вперед, опускание ноги к опоре, упругость постановки ноги на опору, быстрое отталкивание, в меру расслабленный бег, активность и законченность движений рук, биомеханически оправданное соотношение длины и частоты шагов, способность индивида воспринимать и реализовывать психологические двигательные установки по коррекции бегового шага (БШ) при пробегании испытуемыми из ЭГ и КГ повторно по три раза дистанций: 30, 60 и 100 метров. В расчет брался средний показатель. Определялись уровни освоения техники: 1 балл - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего и 5 - высокий. Максимальная сумма баллов -50, а минимальная - 10.

Для оценки специальной физической подготовленности в экспериментальную программу обеих групп было введено 22 тестовых показателя: бег на 30 м, бег на 60 м, бег на 100 м, (с); бег «стопами» и бег «бедрами» (герцы); челночный бег 3 х 10 м и смешанные упоры (с); восьмикратные прыжки - шаги (м). Все контрольные показатели выполнялись в трех режимах: обычном, облегченном и затрудненном.

За время эксперимента в ЭГ и КГ произошли положительные изменения в формировании рациональной структуры БШ. В КГ статистически достоверные изменения коснулись трех параметров БШ: наклон туловища, упругость постановки ноги на опору и биомеханически оправданное соотношение частоты и длины шагов (Р < 0,05). В ЭГ достоверные изменения произошли во всех рассматриваемых параметрах, особенно высота беговой «посадки», пронос маховой ноги вперед, опускание ноги к опоре, быстрое отталкивание, способность индивида воспринимать и реализовывать психологические двигательные установки по коррекции БШ (Р < 0,01 -Р < 0,01).

Несмотря на то, что за время эксперимента в обеих группах произошли статистически достоверные изменения в приросте всех без исключения показателей специальной физической подготовленности, в ЭГ они были более выражены (за исключением таких показателей, как: восьмикратные прыжки-шаги, смешанные упоры и челночный бег 3 х 10 м). Наиболее значимое преимущество (перед КГ) в темпах прироста отмечено в искусственно созданных условиях - режиме нагружения и режиме облегчения. На всех уровнях проявления скоростных возможностей (от 30 м да 100 м) испытуемые из ЭГ отличались более высокими темпами прироста, которые в отдельных случаях были три раза выше, чем в КГ.

В целях более глубокого изучения влияния экспериментального фактора на изучаемые показатели в ЭГ и КГ была изучена динамика корреляционных зависимостей между всеми показателями ДО и ПОСЛЕ эксперимента по ряду факторов. Первым фактором можно считать рост количества достоверных взаимосвязей за период эксперимента. По данному фактору сдвиги в обеих группах существенны и приблизительно равны (от 11 до 18%), что свидетельствует о том, что обе тренировочные программы оказали положительное воздействие на формирование структуры взаимосвязей между показателями. Отсутствие выраженного приоритета по первому фактору между ЭГ и КГ свидетельствует о правильно проведенной разносторонней скоростной и скоростно-силовой подготовке в обеих группах.

Второй фактор - рост количества достоверных связей относительно конкретных скоростных показателей. В беге на 30 м КГ превзошла ЭГ по этому показателю (прирост составил от 4-х до 13-ти случаев), в то время как в ЭГ прирост незначителен. В беге на 60 м более выраженный прирост имел место уже в ЭГ (от 4 до 13 случаев) против КГ ( от 4 до 10). В беге на 100 м следует отметить полное преимущество ЭГ над КГ-ой. (от 7 до 11 случаев). В КГ отмечено понижение их количества (от 5 до 3-х).

Данный факт следует интерпретировать как планомерный рост силовой выносливости в ЭГ - базовой основы спортивных достижений в беге на 100 м.

Если бег на 30 м больше связан со скоростно-силовыми способностями, временем двигательной реакции и готовности ОДА к мощному отталкиванию при наращивании беговых шагов, то бег на 100 м - с проявлением силовой выносливости в условиях наивысшей координационной слаженности и чередования процессов напряжения и расслабления в мышцах, ответственных за моторику бега. С позиции биомеханики и физиологии двигательных действий это можно рассматривать также как следствие экономизации в энергетике беговых движений, а в педагогическом плане - как способность к концентрации в произвольном максимальном напряжении и произвольном максимальном расслаблении отдельных мышечных единиц (ОДА). Именно на создание «запаса» энергетических и двигательных структур и их генерирование в моторике беговых движений и была направлена экспериментальная программа.

Дополнительным фактором, играющим определенную роль в становлении техники скоростного бега, следует считать значительное повышение количества взаимосвязей в ЭГ между бегом в обычных условиях и в условиях нагружения и облегчения на всех рассматриваемых дистанциях. Это свидетельствует о том, что роль беговых упражнений в режимах нагружения и облегчения существенно возросла и оказала положительное влияние на рост спортивных результатов в естественных условиях.

Отмеченный прирост количества взаимосвязей в КГ относительно бега на 30 м лишний раз свидетельствует о том, что традиционная методика тренировки для развития скоростных возможностей в большей мере способствует росту скоростно-силовых способностей и в меньшей степени - развитию силовой выносливости и формированию рациональной структуры БШ. Подтверждение тому - практические одинаковые сдвиги в ЭГ и КГ в типичном скоростно-силовом показателе - 8-кратные прыжки-шаги.

Показатели неспецифической формы проявления скоростных возможностей (смешанные упоры и челночный бег 3 х Юм) активно формировались в различных режимах выполнения беговых упражнений именно в КГ, особенно смешанные упоры. В ЭГ этого не произошло. Это указывает на рост значения в ЭГ прежде всего специфических скоростных показателей для повышения скоростных возможностей на начальном этапе обучения.

Таким образом, на модели бега на короткие дистанции с участием соответственно юных спортсменок была доказана эффективность нетрадиционного подхода в развитии скоростных возможностей на начальном этапе обучения технике циклическим упражнениям.



Список используемой литературы


1 Алешков, Н. А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов / Н. А. Алешков // Вопросы психологии. - № 2. - С. 94-100.

2 Аль Раггад, Раид Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлеток-спринтеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Раид Аль Раггад. - Волгоград, 2000. - 21 с.

3 Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте / И. В. Аулик. - М. : Медицина, 1990. - 234 с.

4 Боген, М. М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / М. М. Боген. - М. : ГЦОЛИФК, 1989. - 36 с.

5 Батырь, И. Н. Методика повышения скоростных возможностей школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. Н. Батырь. - М. : ГЦОЛИФК, 1999.- 19 с.

6 Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки. - М. :Физкультура и спорт, 1970. - С.34-35.

7 Заяц, А. Подробности (интервью с В. Борзовым) / А. Заяц // БДГ, 2005, -4 марта. -№ 16.


8 Концепция биологически целесообразной физической подготовки борцов (самбо, дзюдо). - М. : ЗАО фирма «ЛИКА», 2005. - 120 с.

9 Кряж, В. Н. Перенос тренированности в физическом воспитании : ученые записки : сб. научн.трудов / В. Н. Кряж, В. Староста. - Минск : БГАФК, - 2001. - Вып. 5. - С. 252-258.


10 Масловский, Е. А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании школьников в подготовке юных спортсменов : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04/Е. А. Масловский. - Минск. : АФВиС РБ, 1993.-364 с.

11 Масловский, Е. А. Метод визуального звукового и нервно-мышечного сопровождения двигательных действий в беге на короткие дистанции / Е. А. Масловский, Т. П. Юшкевич, В.А. Терещенко ; под ред. Е. А. Масловского. - Минск. : АФВиС РБ. - 1993. - 364 с.

12 Масловский, Е. А. Концепция биологически целесообразного сбалансированного силового развития мышц-антагонистов разгибателей и сгибателей опорно-двигательного аппарата у спринтеров / Е. А. Масловский [и др.] ; под ред. Е. А. Масловского // Мир спорта. - 2004. - № 12(17). - С. 72-74.

13 Мехрикадзе, В. В. Тренировка юного спринтера / В. В. Мехрикадзе.
- М. : Физкультура и спорт, 1999. - С. 33-39.

14 Мехрикадзе, В. В. О профессии тренера, поиске идей и
спринтерском беге / В. В. Мехрикадзе. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С.
164.

15 Нестеренко, Ю. Я вернусь! / Ю. Нестеренко // Прессбол. 2005. - №
40 (1798) 8 апр.-С. 6.

16 Никитушкин, В. Г (2005) Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства : программа / В. Г. Никитушкин, Б. Б. Зеличенок, Н.Н. Чесноков. - М. : Советский спорт, 2005. - С. 7-10.

17 Попов, Г. И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Г. И. Попов. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 48 с.

18 Примаков, Ю. Н. Основы техники бега. Легкая атлетика : учебник для институтов физической культуры / Ю. Н. Примаков. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - С. 41-47.

19 Озолин, Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1986.-С. 178-180.

20 Самсонова, А. В. Моторные и сенсорные компоненты
биомеханической структуры физических упражнений : автореф. дис. ... д-ра
пед. наук : 13.00.04 / А.В. Самсонова. - Л. : ЛГИФК им. П.Ф. Лесгафта,
1989.-С. 55-60.

21 Сапун, А. В. Зависимость бега на участке финиширования от
силовых проявлений мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей и
туловища / А. В. Сапун, В. А. Терещенко : материалы 7-й междунар. науч.
сессии по итогам НИР за 2003 г. - Минск : БГУФК, 2005. - С. 153-154.

22 Семенов, В. Г. Экспериментальное обоснование средств
специальной скоростно-силовой подготовки женщин-спринтеров : автореф.
дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Г. Семенов. - Смоленск : СГИФК,
1971.-219с.

23 Семенов, В. Г. Основы долговременной адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям / В. Г. Семенов. -Смоленск, 1997. - 65 с.

24 Селуянов, В. Н. Биологические основы оздоровительного туризма / В. Н. Селуянов, А. А. Федякин. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 123 с. 25 Терещенко, В. А. Радиотелеметрическая система для получения информации о физическом состоянии спортсмена в условиях водной среды / В.А. Терещенко. Технические средства в обучении и тренировке спортсменов : тезисы респ. науч.-практ. конф. - Минск, 1973. - С. 78-83.


26 Терещенко, В. А. Особенности построения этапов начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в плавании : методические рекомендации / В. А. Терещенко. - Минск, 1984. - 35 с.

27 Терещенко, В. А. Оптимизация физических нагрузок и режимов работы в годичном цикле тренировок у высококвалифицированных спринтеров / В. А. Терещенко, В. Г. Ярошевич, Е.А. Масловский // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества : материалы 8-й Междунар. науч.-метод, конф., Витебск, 19-20 мая 2005 г.- -Минск : ЗАО «Современные знания», 2005. - С. 66-68.



Категорія: Методики тренувань | Додав: RunnerOK (22.04.2010) | Автор: Бут-Гусаим Александр
Переглядів: 2467
Читайте також:


Teddy Tamgho sets Triple Jump World Record 17.90 m at Doha 2010 World Indoor Championships 


doha 2010 final 1500 Natalia Rodriguez 


Общие правила профилактики спортивного травматизма 


Гульнара Искандеровна Галкина-Самитова 
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Vinat Igor © 2016
Категорії розділу
Легка атлетика [61]
ФЛАЧ [9]
Відео [66]
Спортивна медицина [42]
Методики тренувань [45]
Спортивне харчування [33]
Витривалість [11]
Психологія спорту [29]
Травми та їх лікування [18]
Побудова тренувань [6]
Фармакологія [9]
Спринт [6]
Допінг [12]
Біографії атлетів [28]
Біохімія спорту [15]
Відео ФЛАЧ [15]
Марафон [14]
Спортивна ходьба [3]
Біг [15]
Фізкультура [9]
Аналіз крові [10]
Метання [7]
Наші легкоатлети [11]
Навчальне відео [7]
Игры легкая атлетика [1]
Категорії розділу
Всі права захищено. Деякі матеріали на цьому сайті взяті з відкритих джерел інтернету,
якщо ви являєтесь автором матеріалу і не бажаєте щоб він був розміщений на сайті - зв'яжіться з адміністратором